К ДРУГИМ
ФОТОГРАФИЯМ
НА ГЛАВНУЮ

Ткальи

#МАСТЕРА #УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Ткачество ковров – промысел, которым в России занимались в основном женщины. Ткальи – так в прошлом называли ткачих – создавали ковры дома, в перерывах между работой в полях. Всё делалось вручную – это был тяжёлый труд, требующий колоссального времени и терпения. Создание ковра начиналось с прядения овечьей шерсти, её окрашивания, заправки ткацкого станка. Затем мастерицы завязывали тысячи узелков, из которых получался махровый ковёр.

В XIX-XX веках тюменский ковёр был знаменит не только в России, но и за рубежом. Он был экспонатом на десятках выставок, его стремились купить люди со всей страны, его почитали как семейную реликвию. 

Сегодня, в эпоху массового производства, ручное ковроткачество медленно умирает. Ему не дают уйти в прошлое несколько человек: потомственные ковровщицы, исследователи, коллекционеры. Они создают мастерские, возрождают советские фабрики и обучают ковроткачеству детей.

Автор: Надежда Князева
г. Пенза

Мастерицы ткут ковёр на заказ.

Поделиться фото

Потомственная ковровщица Людмила Бетехтина. Ткацкому искусству её обучала бабушка.

Поделиться фото

Шпулярник – приспособление, на которое крепятся шпули с основой для ковра. В него можно заправить до 200 нитей.

Поделиться фото


Сотрудница «Сибирской ковровой фабрики» Татьяна Ярайкина нежно разглаживает будущую основу для ковра.

Поделиться фото


Коллекционер Зулейха Алишева в своём кабинете. На полу – ковёр, сотканный Лидии Серковой в 1970-е годы. На стене – награды, ручки и аккредитационные бейджи, полученные Зулейхой за долгие годы работы журналистом.

Поделиться фото


Ковёр из коллекции Зулейхи Алишевой.

Поделиться фото

Зулейха Алишева в своём кабинете. На полу – ковёр, сотканный Лидией Серковой в 1970-е годы.

Поделиться фото

Шоурум «Сибирской ковровой фабрики».

Поделиться фото

Заместитель директора «Сибирской ковровой фабрики» Анна Кондратьева.

Поделиться фото

Ткачихи «Сибирской ковровой фабрики» Людмила Евтушенко и Нина Емельянова. Нина пришла работать на фабрику в 17 лет, Людмила – в 23 года.

Поделиться фото


Ковровщица «Сибирской ковровой фабрики» Любовь Коваленко. Работает на фабрике с 17 лет, освоила махровую, ворсовую и безворсовую технику ткачества.

Поделиться фото

Людмила Евтушенко и Нина Емельянова синхронно прибивают махру набилкой. В их руках – челноки с утком.

Поделиться фото


Работница «Сибирской ковровой фабрики» Наталья Фалькова.

Поделиться фото

Мария Любимова, работница мастерской Натальи Денисовой и выпускница ТГИК.

Поделиться фото


Потомственная ковровщица Наталья Денисова.

Поделиться фото

Наталья Денисова прядёт нить на одноколёсном веретене.

Поделиться фото

Мария Денисова, ученица и дочь Натальи Денисовой, ткёт свой первый ковёр.

Поделиться фото

Советская схема, по которой мастерицы создавали узор на коврах.

Поделиться фото

Горизонтальный ткацкий станок.

Поделиться фото

Ольга Козловская, преподаватель ТГИК, обучающая студентов искусству ковроткачества.

Поделиться фото


Александр Третьяков, со-владелец частного собрания ковров.

Поделиться фото

Склад с пряжей.

Поделиться фото

Комната в доме коллекционера ковров Зулейхи Алишевой. На полу лежит ковровая вышивка неизвестного происхождения, доставшаяся семье в подарок.

Поделиться фото


Директор «Сибирской ковровой фабрики» Анатолий Кондратьев.

Поделиться фото

Искусствовед и исследователь коврового промысла Наталья Сезёва. На фоне – ковры из экспозиции в творческой мастерской Мошкиных.

Поделиться фото


Экспозиция с коврами в творческой мастерской Мошкиных.

Поделиться фото



ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Всегда в пути

«Его внутренняя свобода, детская непосредственность, открытость и доброта привлекают людей не меньше, чем его лирическое очарование его творчества». Фотоистория о самобытном российском художнике, умеющем мечтать и созидать.

«У нас осталась только библиотека»

В селе Белогорское живут всего 25 человек! Местные старательно берегут то немногое, что осталось — библиотеку. О самобытном месте в Саратовской области рассказала Анна Сахарова.

Разгуляй

«Было ощущение, что я знаю всех уже давно и что я здесь желанный гость»​. Яркая фотоистория о жизни маленького района Пермской области.

Благовестник

«В русской традиции каждый колокол — это отдельный оркестр. Он самобытен по звучанию и неповторим». Фотоистория о жизни единственной в Иркутской области школе звонарей.

Первый паралимпиец

Их часто можно увидеть на крупных стартах по лёгкой атлетике и лыжным гонкам . Всегда вместе, рядом. Во время бега их руки связывает особая верёвочка, она помогает сохранять единый ритм незрячему спортсмену и его лидеру. За плечами атлетов – многокилометровые дистанции, на их счету – множество достижений. Это история об одном из них — о первом вятском паралимпийце, его трудовых буднях и памятнике, им созданном.

Суровый русский Диснейленд

После выхода на экран фильма «Левиафан» турпоток в Мурманскую область вырос в 100 раз. Туристы едут в небольшой рыбачий посёлок Териберка, чтобы увидеть северное сияние. Несмотря на все плюсы бурного развития туризма, происходит губительное воздействие на экосистему посёлка и на привычный ритм жизни местного населения.