К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Хранитель времени

На протяжении 5 лет дом №12 на улице Розы Люксембург поражает орловцев светлым кирпичным фасадом с кованым крыльцом и объемной лепниной с человеческим обличием. И мало кто знает, что за этими дверями живет само время ‒ экспонаты единственного в России публичного музея Русских Часов! Корреспондент «ОВ» изучил частную коллекцию Александра Тинякова.

Автор: Ксения Азаренкова
г. Орёл

Дать ход справедливости 

На пороге просторного и светлого вестибюля посетителей встречает коллекционер с 35-летним стажем — орловец, Александр Тиняков, который помимо поиска редких моделей русских часов занимается реставрацией антиквариата.

Александр Тиняков

 Свою экскурсию по дому, причем во всех смыслах этого слова (мужчина вместе с семьей проживает здесь же, в другой части здания), начинает с небольшого экскурса в историю русского часового дела: 

«Что мы вообще знаем об этом ремесле?! Многие говорят о том, что вообще не слышали такого понятия! И, действительно, уже смело можно говорить о том, что оно утеряно… До середины XIX века существовали свои мастерские (пусть и не так много, но они были), цеха, в которых трудились художники-часовщики над изготовлением часовых механизмов, футляров. В чистом понимании русское часовое дело перестало существовать после того, как появились паровозы, и улучшилась логистика (вторая половина XIX века), так как наша страна стала неконкурентоспособна на фоне недорогих и технологичных европейских механизмов.»

Считается, что первые русские часы (с боем) появились на Руси в 1404 году на башне дворца великого князя Василия Дмитриевича (в Кремле). А уже через пару лет — в Великом Новгороде, Пскове и постепенно устанавливались в монастырях других городов. Так, в XVI–XIX веках сначала отдельные мастера, а позднее и часовые фабрики производили самобытные высококлассные часы; и лишь очень немногие экземпляры их работ сохранились до нашего времени. Золотой век русского часового производства — это эпоха русского классицизма (конец XVIII — первая половина XIX столетия), во многом связанная с культурой русской усадьбы. Главной задачей существования этого музея его владелец видит в восстановлении исторической справедливости, а также в доступности наследия выдающихся мастеров для нынешнего и будущих поколений.


Не похожи на английские, французские, венские
Тяга к коллекционированию «Плюшкина в хорошем смысле этого слова» вылилась в порядка 50 экспонатов (не считая тех, что еще не отреставрированы и не представлены в экспозиции). Спустя 5 лет после возвращения из армии и знакомства с мастерами часового дела, им было принято решение не просто собирать «все подряд» (покупать и перепродавать как делают многие), а именно создавать собственную коллекцию. Каждый ее предмет вобрал в себя все лучшее, что придумывали наши предки, совершенствуя приборы для измерения времени за многие годы развития мировой часовой механики: надежность немецких и стиль английских, красоту и изящность венских, художественность французских часов, но при этом они абсолютно на них не похожи.


Здесь все механизмы в рабочем состоянии, но не идут, так как нельзя одновременно заводить столько приборов в жилом доме. Представляете, какой силы будет стоять гул?! Специально для наших читателей одни все- таки удалось завести: их звучание сродни звуку корабельного колокола и одновременно таймеру духового шкафа, возможно, это связано с тем, что раньше хронометрами оснащались некоторые корабли морского флота… Чаще всего приборы для измерения времени тогда производили в 2-ух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, которые отличаются лишь формой капель: выгнутая — у московских, а вогнутая — у питерских. Правда, чем лучше становилась логистика, тем больше это правило размывалось и смешивалось у мастеров. В первую очередь, Александр показывает представителя классики — часы, 1850 года, механизм которых состоит из: центральной оси, секундной, минутной и часовой стрелок, а также 31 дневного численника, обозначающего дату, 2-ух гирь и маятника. Первая гиря придает усилие механизму, в связи с чем, он и начинает двигаться (плюс еще за счет маятника), вторая — усилие на бой. Рядом с ними — московские эталонные высокоточные часы-регуляторы, лишенные всяческих декоративных функций, 1810-1820 года выпуска. В этом механизме всего 3 стрелки, где у каждой своя ось, одна гиря и 8 шестеренок; служили они настройщиком для всех домовых часовых, а также размещались в научных лабораториях. Самые старые часы этой коллекции — однострелочные иностранного производства, XVII века, которые коллекционер приобрел случайно во время путешествия по Европе на блошином рынке (еще в процессе реставрации). Так, сойдя с парома, Александр пополнил свою коллекцию редким экземпляром, а когда-то бывало и так, что старинные часы можно было найти просто под ногами на улице, из разряда: «шел, шел и нашел», но сейчас таких счастливых историй не происходит, так как теперь любой может зайти в интернет и «пробить» стоимость любой найденной вещи.


Помимо часового искусства, орловец — поклонник антикварный мебели, по соседству с точными экспонатами прошлых столетий — эксклюзивная мебель доНаполеоновской эпохи и Павла I. Например, поставец (подставка для лучины прим.ред.) начала XIX века из волнистой березы, с сохранившимися разными кривыми стеклами того времени — ампир в чистом виде, когда-то украшавший чью-то усадьбу. Еще из редкостей — туалетный столик в стиле жакоб времен Павла I; особый дамский столик для шитья богатых женщин, живших в середине XIX века, в многочисленных ящичках которого те хранили: шитье, гладь, нитки, а основной выдвигался.

Особая гордость
Бок о бок, за стеной, предмет особой гордости реставратора — его мастерская, наводненная самыми разными резкими запахами. Здесь происходят настоящие чудеса часового дела — восстановление инкрустаций из латуни и цинка, механизмов, циферблатов, сопутствующих аксессуаров, футляров. Над часами из Новгорода Александр трудится уже не первый месяц, перед ним стоит задача в возвращении утраченной инкрустации (полностью пилить и сажать вручную), филенки и навершия. Красивые узоры — это не роспись, как можно подумать с первого взгляда, а ювелирная работа с металлом. На данный момент ему уже удалось повторить утерянное навершие, половину инкрустации, уложить каплю.


О тонкостях часового дела немногие действующие мастера из городов России и Европы советуются с Александром на просторах специализированных сообществ и по телефону. Прямо перед нашим визитом ему поступил звонок из Уфы, с просьбой о помощи в восстановлении потерь на футляре (на часовом сленге — коробке). Многие приезжают встретиться с мастером лично, особенно сейчас популярно направление — туризм в радиусе 1000 км. Как следствие, много иногородних посетителей музея из Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Брянска и всего Центрального Черноземья; из самых дальних уголков России — Сибири, Зауралья и Владивостока. Среди числа любителей и профессионалов были гости из Франции, Англии, Германии. А вот среди местных жителей поклонников и интересующихся не так уж и много.

Собрание часов русской работы формировалось с конца 2000-х гг. и ранее никогда не выставлялось. Часть экспонатов будет добавляться в экспозицию по мере завершения реставрационных работ. Посетить экспозицию можно по предварительной записи, по телефону, который указан на сайте музея.

Репортаж опубликован в "Орловском вестнике"

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.