#МАСТЕРА #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
На протяжении 5 лет дом №12 на улице Розы Люксембург поражает орловцев светлым кирпичным фасадом с кованым крыльцом и объемной лепниной с человеческим обличием. И мало кто знает, что за этими дверями живет само время ‒ экспонаты единственного в России публичного музея Русских Часов! Корреспондент «ОВ» изучил частную коллекцию Александра Тинякова.
Автор: Ксения Азаренкова
г. Орёл
Дать ход справедливости
На пороге просторного и светлого вестибюля посетителей встречает коллекционер с 35-летним стажем — орловец, Александр Тиняков, который помимо поиска редких моделей русских часов занимается реставрацией антиквариата.
Свою экскурсию по дому, причем во всех смыслах этого слова (мужчина вместе с семьей проживает здесь же, в другой части здания), начинает с небольшого экскурса в историю русского часового дела:
«Что мы вообще знаем об этом ремесле?! Многие говорят о том, что вообще не слышали такого понятия! И, действительно, уже смело можно говорить о том, что оно утеряно… До середины XIX века существовали свои мастерские (пусть и не так много, но они были), цеха, в которых трудились художники-часовщики над изготовлением часовых механизмов, футляров. В чистом понимании русское часовое дело перестало существовать после того, как появились паровозы, и улучшилась логистика (вторая половина XIX века), так как наша страна стала неконкурентоспособна на фоне недорогих и технологичных европейских механизмов.»
Считается, что первые русские часы (с боем) появились на Руси в 1404 году на башне дворца великого князя Василия Дмитриевича (в Кремле). А уже через пару лет — в Великом Новгороде, Пскове и постепенно устанавливались в монастырях других городов. Так, в XVI–XIX веках сначала отдельные мастера, а позднее и часовые фабрики производили самобытные высококлассные часы; и лишь очень немногие экземпляры их работ сохранились до нашего времени. Золотой век русского часового производства — это эпоха русского классицизма (конец XVIII — первая половина XIX столетия), во многом связанная с культурой русской усадьбы. Главной задачей существования этого музея его владелец видит в восстановлении исторической справедливости, а также в доступности наследия выдающихся мастеров для нынешнего и будущих поколений.
Здесь все механизмы в рабочем состоянии, но не идут, так как нельзя одновременно заводить столько приборов в жилом доме. Представляете, какой силы будет стоять гул?! Специально для наших читателей одни все- таки удалось завести: их звучание сродни звуку корабельного колокола и одновременно таймеру духового шкафа, возможно, это связано с тем, что раньше хронометрами оснащались некоторые корабли морского флота… Чаще всего приборы для измерения времени тогда производили в 2-ух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, которые отличаются лишь формой капель: выгнутая — у московских, а вогнутая — у питерских. Правда, чем лучше становилась логистика, тем больше это правило размывалось и смешивалось у мастеров. В первую очередь, Александр показывает представителя классики — часы, 1850 года, механизм которых состоит из: центральной оси, секундной, минутной и часовой стрелок, а также 31 дневного численника, обозначающего дату, 2-ух гирь и маятника. Первая гиря придает усилие механизму, в связи с чем, он и начинает двигаться (плюс еще за счет маятника), вторая — усилие на бой. Рядом с ними — московские эталонные высокоточные часы-регуляторы, лишенные всяческих декоративных функций, 1810-1820 года выпуска. В этом механизме всего 3 стрелки, где у каждой своя ось, одна гиря и 8 шестеренок; служили они настройщиком для всех домовых часовых, а также размещались в научных лабораториях. Самые старые часы этой коллекции — однострелочные иностранного производства, XVII века, которые коллекционер приобрел случайно во время путешествия по Европе на блошином рынке (еще в процессе реставрации). Так, сойдя с парома, Александр пополнил свою коллекцию редким экземпляром, а когда-то бывало и так, что старинные часы можно было найти просто под ногами на улице, из разряда: «шел, шел и нашел», но сейчас таких счастливых историй не происходит, так как теперь любой может зайти в интернет и «пробить» стоимость любой найденной вещи.
Особая гордость
Бок о бок, за стеной, предмет особой гордости реставратора — его мастерская, наводненная самыми разными резкими запахами. Здесь происходят настоящие чудеса часового дела — восстановление инкрустаций из латуни и цинка, механизмов, циферблатов, сопутствующих аксессуаров, футляров. Над часами из Новгорода Александр трудится уже не первый месяц, перед ним стоит задача в возвращении утраченной инкрустации (полностью пилить и сажать вручную), филенки и навершия. Красивые узоры — это не роспись, как можно подумать с первого взгляда, а ювелирная работа с металлом. На данный момент ему уже удалось повторить утерянное навершие, половину инкрустации, уложить каплю.
Собрание часов русской работы формировалось с конца 2000-х гг. и ранее никогда не выставлялось. Часть экспонатов будет добавляться в экспозицию по мере завершения реставрационных работ. Посетить экспозицию можно по предварительной записи, по телефону, который указан на сайте музея.
Репортаж опубликован в "Орловском вестнике"
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.