ДМИТРИЙ МИХЕЕВ
(Г. КРАСНОДАР)
«Типография» — место для творчества, объединения, вдохновения
Елена Ищенко — куратор краснодарской «Типографии». Дмитрий Михеев поговорил с девушкой о современном искусстве, памятниках, о художниках Краснодара.
Елена Ищенко
Исследователь современного искусства Елена Ищенко родилась в Белгороде, состоялась в Москве. Ее профессионально интересовали «культурная динамика и художественная энергия» на периферии. Изучение проектов арт-группы ЗИП привели в Краснодар. Где она не просто осталась, а как куратор возглавила «Типографию» — заметное место силы современного искусства на карте России.

— Елена, сколько лет вы уже постоянно живете на Кубани?

— С 2017 года. Получается уже 3 года.

— Елена, вы закончили МГУ с красным дипломом. Какой факультет?

— Журналистика.

— В Москве вы были, в общем-то, своя, местная, но сама столица… Вы боялись там «чужих»?

— Вообще мне не нравится слово «чужой», потому что я в своей деятельности стараюсь с ним бороться. И мне кажется, что уместнее было бы использовать слово «другой».

— Слово «кубаноид», что оно означает по-вашему?

— Если честно, я впервые услышала это слово, когда сюда переехала. До этого для меня его не было вообще нигде. Сама, мне кажется, я ни разу его не употребляла. (Смеется.)

— На мой взгляд, разные люди разные коннотации с этим связывают: и в плюс, и в минус. А кто-то просто с юмором воспринимает.

— Мне кажется, это тоже очередная попытка создать некий стереотип. И я думаю, что с этим стоит бороться. Я, например, никого не называю «кубаноидами».

— Есть такое мнение, что «художник должен придерживаться корней». Важна ли географическая привязка, равна ли она идеологической?

— Они важны для всех. Но недавно я слушала лекцию философа Оксаны Тимофеевой. Она рассуждала о том, как корневая система работает у дерева. Ведь дерево сеет свое семя, и потом где-то оно укореняется. Пускает свои корни уже не там, где растет родительское дерево. Оно всегда где-то в другом месте - куда его принес ветер, человек, что угодно. И, по моему мнению, вот это укоренение, вот эти «корни» важнее. Это всегда некое исследование места.

— А что бы вы ответили той категории людей, которая говорит: «Вот зачем нужен центр современного искусства? Ну не было его и хорошо. Государственные галереи есть, частные салоны и музеи и т.д.» Что бы вы сказали таким критикам?

— Ну не было кофеен, и что? Плохо, что ли, было? А сейчас они есть. По-моему, нужно идти к разнообразию. Чем больше у нас мест, которые формируют какое-то пространство для развития мысли, для какой-то дискуссии, тем лучше.

— Горожане интересуются современным искусством?

— Кажется, да. Вот как раз в субботу у нас была встреча с мэром Краснодара Евгением Первышовым в «Типографии».

— Как вы его туда затащили?

— Он сам приехал. Мы никого к себе не затаскиваем.


— Есть какое-то заявление для прессы по итогам встречи с мэром?

— Непонятно, но нам, на самом деле, очень важно это сотрудничество, потому что когда власть сама инициирует этот разговор - это важно. И мы являемся независимой организацией, мы не получаем государственных бюджетов. Нам всегда важно подчеркивать, что этот проект реализуется по инициативе мэрии, но он реализуется на частные деньги.

— Как относитесь к старым памятникам в городе? Стоит ли их реставрировать? Например, памятник Владимиру Ульянову в сквере по улице Рашпилевской и Октябрьской.

— Я против того, чтобы сносить памятники Ленину. Мне кажется, они должны стоять, и дети должны знать, кто это.

— Елена, а какой современный памятник вас покорил, поразил, вдохновил? Не важно, где он находится.

— Вот вспомнила: в прошлом году была в Стамбуле и видела там памятник женщинам, погибшим и пострадавшим от насилия. Он представляет собой очень много пар туфель на стене здания. Выглядит очень впечатляюще. Рядом, разумеется, есть табличка, и когда ты ее читаешь, просто покрываешься весь мурашками. Мне кажется, таких памятников в России не хватает.
— У нас в городе, до вашего приезда, была ситуация, благодаря которой мы прославились на всю страну. Когда казаки не дали открыться выставке. И буквально сразу после этого появляется проект «Типография» с ребятами из арт-группировки ЗИП и Николаем Морозом. И вот сейчас как? Казаки к вам не приходят? Коммунисты только в интернет-пространстве на вас «плюются»?

— Нет, не приходят. Но мне кажется, здесь особенно важно то, что мы не используем бюджетные средства. И им тогда не за что бороться. Чью «честь» им тогда защищать?

— Вы отмечали особенность Краснодара в том, что отсюда художники не уезжают в Москву и Питер. Они и здесь хорошо развиваются. Причем не только из «современного искусства».

— Да, но, возможно, я немного уже поменяла свое мнение с тех пор. Потому как вижу, что многие художники уезжают. Но здесь все-таки есть вот эта среда, та же «Типография» играет большую роль в том, что художники тут остаются. И тот же аукцион «Мост», который продает современное краснодарское искусство, и коллекционеры, которые его покупают, и бизнес, который поддерживает искусство здесь - это очень важно.


Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала
Поделитесь этим материалом в соц. сетях