Ирэна Овсепян
(г. Санкт-Петербург)
Фото: Антон Ляпин из архива Н.С. Меньшикова
Морская эпопея Николая Меньшикова
Имя этого человека достойно Книги рекордов Гиннесса. Судовой механик Николай Степанович Меньшиков – человек-легенда, на счету которого много впечатляющих морских путешествий, трудных и опасных рейсов. Он дважды пересек экватор и посетил такие потаенные уголки планеты, которые даже самым заядлым путешественникам не снились.
Николай Степанович Меньшиков
Когда возникла моя страсть к морю, спрашиваете? Своим профессионализмом и фантастической любовью к морю я обязан брату-моряку Анатолию, заразившему меня мечтой о флоте. Старшеклассником твердо решил, что буду поступать в мореходку.
Я доказал, что знаю важный для поступления предмет на «отлично» и отстоял заслуженную оценку. Получив аттестат, поступил сначала в мореходную школу ВМФ в Кронштадте. Учебу я продолжил в Ломоносовском мореходном училище ВМФ. Получив диплом механика-универсала в 1972 году, был командирован на Балтийский флот. Через год после службы в военном флоте перешел на гражданский. Через несколько лет окончил Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола, получив диплом инженера-механика.
Только представьте: он пять раз проходил опаснейший морской путь на планете – пролив Дрейка, повторив путь знаменитых английских пиратов от Огненной Земли до Антарктиды, обогнул «незакрытый пуп земли» – Бермудский треугольник, словом, пробороздил земной шар вдоль и поперек.
Истории моряка
Чрезвычайная ситуация
Безусловно, были в моей практике и форс-мажорные ситуации. Представьте себе море. Холод. Ночь – хоть глаз выколи. И главный двигатель выходит из строя. Когда сердце корабля выходит из строя, а вода поступает в машинное отделение – это катастрофа. Приходится мобилизоваться, решать проблему быстро и грамотно. На судне «Дмитрий Прокопович», на котором я ходил, был ряд высококлассных специалистов-­механиков. Они максимально быстро старались устранить все ЧП. Думаю, что такие ситуации закаляют. На флоте бабочек не ловят, знаете ли.

В Атлантическом океане
Отправились мы за запчастями на соседний корабль. Я сразу почувствовал, что на шлюпке неполадка с двигателем. Отправляя четвертого механика обратно на корабль, попросил, чтобы нам спустили вторую шлюпку. Только он не рискнул доложить капитану о неполадке. Пришлось возвращаться на неисправной шлюпке. Вышли в море – двигатель встал. Туман. Ничего не видно. Отправить SOS невозможно, штурман забыл рацию. Так и дрейфовали в море несколько часов. Вдруг видим, как из-за тумана к нам выходит корабль «Борисполь». Моряки с корабля заметили нас и подняли на борт. Это на словах говорят, что настоящие мужчины не плачут. Бывает и такое…
Тихий океан совсем не тихий
Он неспокойный и очень шумный. Пройти только один пролив Дрейка чего стоит! Не зря эту водную пучину называют Пастью Дракона. Угодить в нее легко, а вот выбраться сложно. Здесь соединяются воды Атлантического и Тихого океанов. Расположенный между мысом Горн и Антарктидой пролив самый широкий и опасный в мире. Водная гладь успокаивается только по выходу из залива. Тут не до шуток. В Англии прошедших пролив Дрейка моряков обычно награждают золотой серьгой.

Оказывается, проделать такое сложное путешествие пришлось на пути из Антарктиды в Перу.
От Гвинеи до Кубы и дальше…
Обычно, прибывая на африканский материк, судно окружали шлюпки, нагруженные бананами и другими тропическими фруктами. Они стучали по кораблю, выкрикивая: «Саня, чейндж». Дело в том, что всех русских моряков называли Санями. Ну а слово «change» – от английского – менять. Так они призывали к обмену. В итоге мы давали им по бартеру шапки, тельняшки и валенки, а они нам – бананы, ананасы и кокосы.
Удивительное место

Мне очень понравилось в Исландии. Уникальное место – горячий источник Голубая лагуна! Это – единственное место на земле, где даже в морозы вода не остывает. Исландия – удивительная и прекрасная страна. Спустя годы, когда я работал в судоремонте, мне предлагали работу в Исландии. Но я не согласился. Знаете, я давал присягу своей Родине – России и не представляю свою жизнь без наших морей. Однако последние события в отрасли меня огорчают. Советские корабли бороздили просторы мировых океанов, а что сейчас?

Одним из матросов нашего экипажа был шахтер с Донбасса. Знаете, что он сказал? Он заявил, что никогда больше не пойдет в плавание, потому что работа моряка намного сложнее и тяжелее шахтерской. Вот так!
Сегодня наш собеседник находится на заслуженном отдыхе. Этому безумно рада его супруга – Анна Михайловна, которая всегда ждала его из дальних странствий.

«Главное в жизни – ценить семью, детей, внуков. Моя супруга терпеливо ждала меня, всегда украшая к приезду семейное гнездышко. Когда уходил в плавание, порой мучила тоска зеленая. Только то, что занимаюсь любимым делом, спасало в трудные минуты. Сын у меня такой же, как я. Шучу, что между нами связь не только родственная, но и… морская. Он тоже механик. Работает в Мурманске. Есть у меня и дочь, по специальности экономист. Я счастливый отец, который воспитал двоих детей, и дедушка, у которого четверо внуков. Так что забот на берегу очень много. Скучать не приходится».

В последнее время о своих странствиях Николай Степанович рассказывает ученикам Всеволожской школы № 6 в микрорайоне Южный. Ребята с неподдельным интересом, внимательно слушают удивительные рассказы и задают вопросы.
Сегодня Николай Степанович любит говорить, что у каждого человека своя дорога. Просто в жизни важно чувствовать доброту и с улыбкой подходить к реальности: когда смотришь на потрясающее море, понимаешь: жизнь на самом деле прекрасна!
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала