Фото и текст:
Нина Корякина
г. Тюмень



Уроки инклюзии
Степан Панов первым стал проводить в Тюмени инклюзивные занятия. На его уроках рушатся границы
между миром людей, способных видеть глазами,
и видящих сердцем. Как это происходит и
почему каждому полезно там побывать?
До знакомства с молодым тюменцем Степаном Пановым, инвалидом, потерявшим зрение 11 лет назад, я и понятия не имела, что такое инклюзия. Степан пригласил меня и ещё нескольких добровольцев на подготовку ассистентов для праздника «Белая трость». Сначала я с трудом понимала, как себя следует вести, чтобы ненароком не обидеть незрячего человека. Оказалось, моё опасение было напрасно. Через десять минут после знакомства перестаешь замечать черные очки Степана, смотришь ему прямо в глаза и разговариваешь как со старым знакомым. С ним легко и приятно вести беседу, но в тоже время в нем чувствуется сильная и проницательная личность. Степан, кроме всего прочего, занимается парусным спортом и управляет яхтой с помощью голосового навигатора.
Инклюзивное
(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю)
– термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования лежит идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но также создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Степан Панов – не только душа инклюзивного взаимодействия "Белая трость" в Тюмени,
он – настоящий лидер. Благодаря Степану, горожане узнали, что с помощью инклюзии можно вовлечь людей с инвалидностью во взаимодействие с людьми других социальных групп, как говорит сам Степан, «с условно-здоровыми». Уважать человеческое достоинство, раскрывать внутренние ресурсы и способности личности с максимальной пользой, как для самого себя, так и для общества, - вот чему учат на уроках инклюзии.
На сессии участникам выдали черные повязки на глаза и сразу же начали погружение в неизведанный мир инклюзии, где единственный проводник – собственные чувства и ощущения. Степан предложил играющим «осмотреть» руками особый деревянный домик с прорезями в виде геометрических фигур. Условия игры заключались в том, чтобы, определив тип фигуры, попросить ее у партнера, если в его руках таковая имелась. Такая игра развивает пространственное мышление и особенно
полезна для развития навыков коммуникации.
В лаборатории инклюзивных игр всё необычное: тетрис, шашки, шахматы. Все предметы можно «увидеть» руками, потому что каждый обладает уникальной формой – впадинками, выпуклостями. Даже шахматную доску можно таким образом «рассмотреть». Поначалу, конечно, непривычно. С завязанными глазами чувствуешь себя беспомощным, но уже через полчаса такого приятного общения с другими играющими, снимать ее не хочется. Это расслабляет и дарит новые ощущения пространства. Таким образом, через уроки инклюзии рушатся границы между миром людей, способных видеть глазами, и видящих сердцем.

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала