Мирто Пападопулос
Фотограф-документалист, режиссер, автор мультимедийных мастер-классов из Греции.
Мирто Пападопулос
Фотограф-документалист, режиссер, автор мультимедийных мастер-классов из Греции.
Связаться с Мирто
Об авторе
В своих работах Мирто старается сконцентрироваться на темах, связанных с гендером, идентичностью и социальной травмой.
Она является лауреатом множества премий и номинаций, принимала участие в нескольких выставках, в том числе Mois off de la photo 2008 в Париже, Greek America Foundation / Film & Photo Week 2014 в Торонто, Lishui Photography Festival 2015 в Китае и др. Работы Мирто публиковались по всему миру. Среди изданий, с которыми она сотрудничала, — TIME Magazine, Le Monde, The Guardian, GEO International, The Washington Post, Nationalgeographic.com и другие.

В настоящее время Мирто работает как независимый фотограф и режиссер. Она является представителем компании Redux Pictures в Нью-Йорке.
Великий шелковый путь
современности
На протяжении столетий одна из самых изолированных местностей в мире, Памирские горы в Таджикистане и прилигающие к ним территории, сейчас открыта к преобразованиям и экономическому росту, который стал возможен благодаря инвестициям Китая в рудиментарную инфраструктуру региона.

Мирто вместе со своим коллегой Ангелосом провели в общей сложности около года, документируя, как развитие нового маршрута влияет на регион и его жителей.
Каким был Великий шелковый путь?
Происхождение
Великий шелковый путь возник во времена экспансии китайской Династии Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.) на Запад. Маршрут достиг расцвета во время первого столетия, во времена главенства Римской и Византийской империй, а также Династии Тан (618–907) в Китае.
Ключевые точки маршрута
Торговые сети постепенно прокладывались через местности, на которых сейчас располагаются так называемые государства Центральной Азии: Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Туркмения и Афганистан, а также сегодняшний Пакистан и Индия — к югу. Эти пути в конечном счете разрослись более чем на 4000 миль в сторону Европы.
Концепция торговли
Центральная Азия была эпицентром первой волны глобализации, соединяя восточные и западные рынки, стимулируя повышения благосостояния, смешивая культурные и религиозные традиции. Ценный китайский шелк, специи, нефрит и другие товары экспортировались на запад, в то время как Китай получал золото и драгоценные металлы, изделия из железа и стекла.
Времена меняются
Новая дорога значительно отличается от того Великого шелкового пути. Мы живем в капитализированном мире, что означает, что у нас есть доступ ко всем видам товаров, произведенных из каких угодно материалов, дешевых материалов. Эта разница указывает на новые принципы существования в современном мире.
«Мы хотели создать проект, который бы раскрыл еще не рассказанную до нас историю...»
Съемочная группа проекта НОВЫЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ПУТЬ приступила к работе на документальным фильмом в 2011 году.

Мирто и ее коллеги не пытались целенаправленно искать историю, которая бы заинтересовала публику по всему миру. Однажды они случайно увидели в журнале статью, в которой говорилось о строительстве новой дороги в Таджикистане. Так они узнали о городе Хорог, который находится в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в 500 километрах от Китая. Сердце этого района —городской рынок Хорог — стал отправной точкой нового шелкового пути...

Проект НОВЫЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ПУТЬ — это хроника, авторы которой стремятся запечатлеть, как трансформируется традиционная культура. Обширная социально-экономическая «картина» отображается через зримые изменения в повседневной жизни всех тех, кого затронул этот маршрут.
Этапы работы над фильмом
Поиски гида
Мирто и другие члены съемочной группы находят информацию о маленьком городке Хорог, расположенном в гористой Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, который становится объектом их исследования.

Рабочая группа проекта заранее находит гидов, которые в дальнейшем помогут вести переговоры с местными жителями, и благодаря которым удастся выйти на семью будущего главного героя фильма.
Первая поездка
В 2007 году была совершена первая поездка в Таджикистан в рамках проекта НОВЫЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ПУТЬ. С того времени съемочная группа посетила страну еще 5 раз, последний из которых пришелся на октябрь 2017 года.
Главный герой
Команда проекта долго работала над поисками главного героя фильма, перед тем, как непосредственно преступить к съемкам. Больше месяца съемочная группа исследовала регион, чтобы найти Давлата. Через неделю после знакомства они вместе начали свое путешествие.
Давлат
«Мы очень сильно полюбили Давлата. Он — хороший друг. Наша съемочная группа видела, как взрослеют его дети. Мы помним их по первым поездкам совсем маленькими, некоторых застали еще в младенчестве. Для нас многое значит находиться вот так, в семье, и видеть, как те, кого ты любишь, растут».
Местные жители
«Люди, которых нам доводилось встречать, были очень гостеприимными, мы действительно ощущали себя как дома. Знаете, на протяжении многих лет мы ездили туда [в Таджикистан], это все стало частью нашей жизни. Очень важной частью. Именно благодаря открытости местных жителей мы смогли снять эту историю».
Традиции и культура
«Несомненно есть разница между жизнью в Греции и в Таджикистане, тем не менее можно понять все это взаимодействие между народами.
Вы ведь знаете об Александре Македонском, который побывал в этой части мира. Существуют некие общие события, повлиявшие на наши культуры. У нас множество схожих черт, начиная от одежды и заканчивая стилем жизни. Так что, если честно, для нас это не стало чем-то диковинным».
Сложности, с которыми мы сталкивались, в основном были связаны с тем, как добраться до этой области, до Таджикистана, до Пальмир. Поэтому самой тяжелой частью съемочного процесса был сам путь, само путешествие.
«Я думаю, что самая захватывающая история связана с тем, как строительство дороги влияло на сценарий нашего фильма. В 2011 она была еще в ужасном состоянии, именно поэтому были случаи, когда мы оказывались посреди неизвестной местности с проколотыми шинами, пытаясь отыскать хоть какой-то способ починить машины. Многие люди были вовлечены в этот процесс, и мы были с ними на этом пути.

Несмотря на все трудности, мы должны признать, что самое уникальные приключения случайны, например, когда ты вынужденно останавливаешься посреди гор, и эт о место оказывается невероятным. Ты оказываешься потерянным как будто для того, чтобы пытаться понять все, что происходит вокруг. Ты остаешься собой и в то же время исследуешь нового себя, и к этому тебя подталкивает окружающий мир».
Еда как элемент культуры
«Сравнивая греческую кухню с таджикской, можно сказать, что они достаточно разные, так как Таджикистан это все-таки постсоветская страна. Если честно, в начале нашего путешествия у нас было много проблем с поиском не только ресторана, но и просто заведения, где можно поесть. Также достаточно трудно было отыскать место с традиционными блюдами. Но спустя несколько лет у нас все же появились любимые гастрономические точки, где могли перекусить за одним столом с местными».
Для нас еда это нечто большее чем просто «продукты, которые можно съесть», это скорее сам процесс, когда люди собираются вместе, объединяются.
«Нас приглашали к себе многие таджикские семьи. Было замечательно увидеть, как люди готовят и делят с нами свою пищу и все то, что они готовили для самих себя. Местные жители питаются совсем простыми, но качественными продуктами. Мы успели побывать во многих домах, на многих свадьбах, и вот тогда я и поняла, что для меня главным смыслом еды является именно возможность увидеть то, как люди готовят в разных условиях, в условиях своей культуры, своей среды обитания».
Будучи режиссером, ты стремишься рассказать миру историю. Чтобы сделать это, надо потратить время, попытаться изучить людей в их естественной среде, найти ко всему свой подход, сохраняя при этом самообладание в любой ситуации. Для меня важно найти персонажей и попытаться понять их, проработать идею фильма.
Услышьте женщину
Я стараюсь изо всех сил дать женщинам шанс быть услышанными, поэтому работаю с ними по всему миру.
«Я лично работаю над многими проектами, связанными женщинами, помимо текущих съемок, при этом поддерживаю активную позицию. И во мне это всегда было. Знаете, я не просто делаю очередной мультимедийный проект: при помощи своих фото и видеоработ я пытаюсь дать женщинам шанс высказаться и быть услышанными. Таким образом, я не просто делюсь их историями, но и стараюсь дать совет девочкам и женщинам, столкнувшимся с подобными проблемами. Проекты, связанные с женщинами, это огромная составляющая всей моей работы, всего моего существования как креатора».
За морями
Фотографии из этой серии раскрывают так называемый «кризис беженцев». Однако они отличаются от тех стереотипных фото, полных энергии, хаоса, движения; кадров, изображающих беженцев в неоново-оранжевых спасательных жилетах, которые плывут в маленьких лодках к новым островам через темные воды. Мирто отображает свое альтернативное видение этой проблемы, делая упор на истории женщин в лагерях для беженцев в Греции. У всех героинь ее проекта есть дети, или же они ожидают появление на свет своего малыша. Именно сыновья и дочери заставляют их даже в суровых условиях продолжать мечтать о лучшем доме.

Мирто отмечает, что эти женщины застряли в скитаниях: их бывший кров разрушен, их будущего дома еще не существует. И в своих фотоработах она хочет сконцентрировать внимание на необычайном терпении этих женщин. Вместо того, чтобы снимать женские портреты в комнате или используя студийный фон, Пападопулос провела съемки непосредственно в лагере для беженцев или возле него, на природе.

Она хотела показать это подвешенное состояние, эту паузу при помощи обстановки вокруг. Эти женщины находятся ни в лагере, ни дома, пути назад у них тоже нет. Они движутся вперед, оставаясь на месте.
Слуги
В то время как экономический кризис в Греции поставил многие индустрии на колени, один сектор, а именно секс-торговля, переживает бум. Спрос действительно вырос по мере того, как цены рухнули, также увеличилось и количество женщин, подверженных насилию со стороны мужчин. В конечном итоге, эта индустрия, и легальная и нет, стала жестче: секс-работники столкнулись с более суровыми условиями, отсутствием должной безопасности, несмотря на рост рентабельности.
С 2010 года Мирто пыталась получить доступ в бордели и стрип-клубы. И ей это удалось. Она фотографировала тускло освещенные комнаты с интерьерами, наполненными всеми атрибутами сексуальной фантазии, которые скрывали суровую реальность: эксплуатацию людей и жестокое обращение с ними. Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться автору, она наладила доверительные отношения с секс-работниками и другими людьми в этой индустрии, рассказывая их истории.

Проект до сих пор продолжается. Также появилось его продолжение, серия встреч «Рекультивация», где секс-работникам предлагается поддержка и участие в совместных фотопроектах, которые являются важным шагом к самовыражению, помогают расширить свои права и получить новые возможности.
На собственном опыте.
Советы новичкам
МЕДИАКОНГРЕСС:
Вы смогли узнать что-то новое об индустрии документального кино, работая над фильмом «НОВЫЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ПУТЬ»?
мИРТО:
Это был мой первый фильм, поэтому, можно сказать, что я окунулась совершенно иной мир, в мир документалистики. Очень трудно развить идею только лишь при помощи статичной картинки. Видео, то есть движение — это уже совершенно иной процесс. Как соединить кадры, как отредактировать их и связать с самой историей. Все в этом деле имеет значение.

Нам с коллегами пришлось освоить многие технические навыки, использовать по-новому уже знакомое оборудование. Пришлось поработать и над созданием самой истории. Также мы прошли через долгий путь, связанный с представлением проекта на различных фестивалях и пичинговых площадках по всему миру, много времени уделили продвижению фильма.

В конце концов, мы поняли, что делает историю успешной на глобальном уровне, почему она может заинтересовать и обычных зрителей, и потенциальных инвесторов.
Медиаконгресс:
Какие ваши дальнейшие планы в отношении картины «НОВЫЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ПУТЬ»?
Мирто:
Наш документальный фильм уже был показан на французском и немецком телевидении. На данный момент мы работаем над полнометражным фильмом для показа в кинотеатрах, в котором повествование будет разворачиваться иначе.