К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

«Моя работа даёт мне крылья»

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

За пятидесятилетнюю историю авиакомпании она четвёртая женщина-пилот и одна из первых выпускниц Краснокутского лётного училища.

Щи-борщи и никакого неба

О Валерии нам рассказали на Соловках местные жители, которые не раз летали вместе с ней в Архангельск и не понаслышке знают, в каких условиях пилотам порой приходится работать. Суровый темперамент архипелага в Белом море с ветрами, низкой облачностью и плохой видимостью требует высокого профессионализма и силы характера. В хрупкой Валерии, которая с детства обожала машины и технику, как оказалось всё это есть.

Людмила Захарова
(г. Архангельск)

Поделиться фото

– Я решила стать пилотом ещё в восьмом классе, – рассказывает она. – На тот момент для девушек возможность летать была только в гражданской авиации. И я поступила Краснокутское лётное училище. Родители поддержали мой выбор. На курсе тогда среди 160 мальчишек было всего три девушки, в том числе и я. Скажу честно, женщин не приветствовали в этой профессии, периодически отправляя варить щи-борщи. И каждый раз нам приходилось доказывать, что мы можем так же, как мужчины выучить, освоить и летать с таким же превосходством. Переломить это отношение удалось к третьему курсу, а выпускались мы уже под всеобщее приветствие.

Любовь не с первого взгляда Сегодня Валерия признаётся, что самое тяжёлое в первое время обучения было понять и почувствовать самолёт.

– Для мальчишек, которые с детства возятся с машинками, понятия «редуктор», «шпангоут» или «строение двигателя», – более гармоничны для восприятия, – говорит она. – Мне понадобилось чуть больше времени, чтобы осознать принцип работы силовой установки, но это всего лишь одна из ступенек, в том числе психологическая. Когда перешагнул, переборол себя, дальше идёшь уверенно.

С уверенностью и верой в собственные силы девушка впервые села в кресло пилота самолёта. В училище курсантов сначала учили летать на легкомоторных самолётах Cessna и Diamond. У них всего один двигатель, два пассажирских места и джойстик вместо штурвала. А у выпускного типа – самолёта Л-410 – уже был как раз полноценный штурвал и ряды кресел за спиной.

Людмила Захарова
(г. Архангельск)

Поделиться фото

– Я когда впервые села в «Элку», решила что это не мой самолёт, так он мне не понравился, – говорит Валерия. – Но через некоторое время я его прочувствовала, и сегодня не могу представить, что буду управлять каким‑то другим самолётом. Он самый замечательный, родной и надёжный. Не важно, сколько ты людей перевозишь: одна жизнь или двести жизней за спиной – это всё равно жизни, за которые ты несёшь ответственность. И каждый самолёт, вне зависимости сколько у него двигателей, представляет собой серьёзную технику, которой ты должен профессионально владеть.

И всё, полетели! Первый самостоятельный полёт в качестве пилота Валерия совершила после 17‑часовой лётной подготовки в июле 2015 года. А уже в июне 2018 году, после окончания училища с красным дипломом, она летела вторым пилотом авиакомпании «2‑ой Архангельский объединённый авиаотряд» в Лешуконское.

– Этот полёт был волнительным, – признаётся она. – Во-первых, я впервые перевозила пассажиров. Второй пилот выполняет функции бортпроводника, рассказывая о технике безопасности во время полёта. Естественно, что когда я поднялась на борт, для пассажиров это было неожиданно – их смятение читалось по глазам. Было дискомфортно, но я просто должна была выполнить свою работу. А во‑вторых, мы «схватили» все прелести авиации на севере – ветра, плохую видимость и обледенение. Представляете – обледенение в июне.

Валерия родилась и выросла в Саратовской области, в городе Пугачёв. Но как сама признаётся, всегда мечтала о севере. Сегодня она летает не только в Лешуконское и Соловки, но и в Мезень, Койнас, Петрозаводск, Москву, Санкт-Петербург, Нарья-Мар, Нижний Новгород, Плесецк.

– Обледенение – это штатная ситуация, – говорит она. – А нештатная – это пожары или отказы каких‑либо систем. С первой и единственной в моей практике нештатной ситуацией я столкнулась ещё в лётном училище. Была закупорка трубки приёмника воздушного давления. От неё зависят показания скорости, высоты и другие параметры, необходимые для полёта и посадки. Трубка находится снаружи самолёта, и она попросту забилась. В таких случаях можно ориентироваться на резервные приборы, но они у нас тоже отказали. Поэтому мы сажали самолёт на собственном чувстве высоты и скорости, и справились. С этого момента я чувствую самолёты прекрасно.

Людмила Захарова
(г. Архангельск)

Поделиться фото

Сегодня в составе авиакомпании несколько эскадрилий, а в авиапарке – самолёты Ан-2 и Л-410 и вертолёты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-26Т. Пилоты перевозят пассажиров, различные грузы, выполняют сложные погрузочно-разгрузочные работы в Арктике, в том числе с морских судов, доставляют пациентов из отдалённых уголков Архангельской области в медицинские центры регионально и федерального уровня. И, по словам Валерии, практически вся команда – это люди, влюблённые в север. А потому сработаться с новыми коллегами молодому специалисту удалось сразу.

– Они – мои учителя, которые дают мне крепкие крылья, делятся своим опытом, знаниями, – рассказывает Валерия. – Я когда впервые на работу пришла устраиваться, надела строгий деловой костюм, думала здесь всё строго. А здесь другая атмосфера, более семейная что ли.

Людмила Захарова
(г. Архангельск)

Поделиться фото

Свою дальнейшую судьбу Валерия планирует связать с севером. Сначала долететь до командира эскадрильи, а потом и до инструктора.

– Я не знаю как жизнь повернётся, но хочу остаться в Архангельске. – Мне не хочется бешенного ритма больших мегаполисов. Мне нравится, когда после рейса я могу спокойно вечером добраться домой. Мне нравится работать на этом самолёте и доставлять пассажиров туда, куда не доберутся боинги. За теплом я летаю на море и домой к родителям. Но и там север не отпускает. Я настолько привыкла к непростым условиям севера – вечная турбулентность, что когда я лечу на больших лайнерах и всё гладко, я не могу расслабиться, а когда происходит болтанка, я сплю как младенец: «Привет, турбулентность, я спокойна!».

Я слежу за тобой Как и любой пилот, летящий в качестве пассажира, Валерия всегда на страже. Признаётся, что благодаря установленной на телефон программе всегда отслеживает высоту, скорость и другие параметры полёта – что поделать, профессиональное. Так же, кстати, поступает и её папа – военный лётчик.

– Однажды, когда только начинала летать, после приземления мне приходит эсэмеска на телефон, – рассказывает она. – «Я за тобой наблюдал», – написал папа. Он смотрел за моим полётом по флайт-радару и сегодня до сих пор иногда отслеживает, когда я приземлилась, с какой скоростью летела.

О своём выборе профессии Валерия не жалеет, говорит, что повезло найти верный курс в жизни. – В нашей авиакомпании пилот – это престижно, – говорит она. – Поэтому выпускникам, которые мечтают о небе, я могу посоветовать поступать в лётные училища. Для вертолётов – это Омский лётно-технический колледж гражданской авиации, для самолётов – Краснокутское и Сасовское лётные училища. Очень важно, что в процессе всего обучения курсантов поддерживают, обеспечиваются бесплатным трёхразовым питанием, общежитием, стипендией, форменным обмундированием и медицинским обслуживанием. А после выпуска, при устройстве на работу – выплачивают подъёмные. Да и попасть в хороший коллектив – это великая удача. Так что наши двери открыты!

Людмила Захарова
(г. Архангельск)

Поделиться фото

Уточнить информацию о возможностях поступления выпускников школ в авиационные училища и перечня требований по прохождению медкомиссии можно у начальника отдела кадров авиакомпании «2‑й Архангельский объединённый авиаотряд» Ирины Андреевны Киселёвой по телефону (8182) 462 140.

Материал был опубликован на сайте «Правда Севера»

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

Поделитесь этим материалом в соц. сетях

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.