Юрий Богатов
(г.Славянск-на-Кубани, Краснодарский край)
Лев запрягает муравья
Виктор Кириллович Леус — физик, прораб, директор завода, рационализатор, который принес немало пользы своей стране.
Физики и лирики
Он зашел ко мне стремительной юношеской походкой со свежим номером журнала «Наука и жизнь» в руках — только что из библиотеки. И сходу рассказал, с гордостью и обидой за державу в голосе, такую историю. В советские еще времена одна японская корпорация перечисляет вдруг редакции этого журнала миллион долларов. Благотворительная помощь? Нет — гонорар за изобретения и рационализаторские предложения, которые японцы взяли из «Науки и жизни» и внедрили в производство. Всего за восемь месяцев! А у нас между теорией и практикой по-прежнему пропасть. О какой тут модернизации можно говорить?!.
А, вообще, что первично — теория или практика? Праздный вопрос, типа: что раньше — яйцо или курица? Не скажите! Он занимал умы сотен студентов Томского политехнического института, где на физико-техническом факультете учился Виктор Леус. Дискутировали не один семестр. Да что там!.. Вся страна в шестидесятые поделилась на два «лагеря»: физики и лирики. Мой герой относил себя к физикам и был убежден, что теория главнее. Жизнь примирила эти два лагеря, и все поняли, что одно без другого не может быть. Виктору Кирилловичу же довелось пройти весь этот путь: от теории к практике, чье первенство он отстаивает сегодня. Но почему он, один из представителей уникального поколения «шестидесятников», поэты которого собирали стадионы, всё-таки подался в физики, а не в лирики? Факты биографии, его и страны, дают ответ на этот вопрос. Школу В.К.Леус окончил в 1961 году, когда Юрий Гагарин «поехал» в космос. В это же время Советский Союз активно переходил на атомную энергетику. Вот вы помните, как звали вашего классного руководителя? А мой Левша сразу же назвал своего любимого школьного учителя: Эдуард Иванович Шеслер, учитель... физики.
От души и с пользой

Итак, я представляю вам В.К.Леуса как славянского Левшу. Почему? Тот самый, лесковский, подковал блоху. А Виктор Кириллович, когда работал в НИИ ядерной физики, потом — в «закрытом» городе Томск-7 на ядерном реакторе, дошел до такой тонкости, что, смонтировав манипулятор с защитным просвинцованным стеклом толщиной 1,25 метра, зажигал этим сооружением спичку о коробок. Это всё равно, что Левша подковывал бы блоху... пневмомолотом. Однако, что пользы — подковать блоху, зажечь спичку с помощью ядерного манипулятора? Да всё это — для широкой русской души. А пользы физик, прораб, директор завода, рационализатор В.К.Леус принес немало. На одной из шахт Кузбасса группа под его руководством установила на подъемнике угля радиоактивные датчики, благодаря которым производительность труда на предприятии возросла на пять процентов.

Виктор Кириллович впервые в атомной отрасли применил сетевое планирование, повышающее уровень организации рабочего процесса. На Славянском экспериментальном тарном заводе, где он прошел все ступени карьерной лестницы, от слесаря до директора, механизировал ряд бывших до него ручными операций, придумал приспособление для ускорения ремонта машины, рубящей отходы на щепу, и вместо двух недель по нормативу на починку стала уходить неделя. Щепу раньше грузили вручную — он внедрил погрузочный транспортер. Рационализировал работу лесовоза. Перечислять плоды его технического творчества можно еще. Но остановимся всё же на главном его детище — многопрофильном механическом транспортном устройстве.
«Луноход» в лиманах

Назвал его Виктор Кириллович «УТРО». Вот вам и лирик. Аббревиатура расшифровывается так: Универсальный Транспорт Рыбака, Охотника.

Из отзыва председателя Славянской организации охотников и рыболовов И. Я. Окружко: «Устройство позволяет расширить возможности активного отдыха охотников и рыболовов, включая гостей из-за границы».
- Да, так идея и родилась, - рассказывает В. К. Леус. - Ведь я рыбак и охотник. А потом появилось «УТРО-1М» - модернизированный вариант, пригодный для использования в нефтегазодобывающей отрасли, геологии, в рисоводстве, виноградарстве, садоводстве, в крестьянско-фермерских хозяйствах. Моя главная задача — максимально облегчить труд селян, ведь им малой механизации так не хватает! «УТРО-1М» не имеет аналогов в нашем машиностроении. В 2006 году устройство прошло два ходовых испытания, а затем, с учетом отзывов специалистов, модернизировано.

Из отзыва бывшего председателя Славянского горрайотделения Всероссийского общества автомобилистов М. М. Наточия: «Устройство показало хорошие ходовые качества в сложнейших условиях бездорожья. Привлекательным качеством «УТРО-1М» является способность преодолевать водные препятствия и двигаться по воде».

Информация для тех, кто разбирается в технике. Устройство имеет гидравлическую систему управления. Вес транспортного средства — 800 килограммов. Скорость — до 10 километров в час. Подвесной лодочный мотор позволяет развивать скорость по воде до четырех километров в час. Автономный сварочный агрегат. Возможность использования навесных и легкосъемных приспособлений, транспортировка прицепов, плуг для отвода воды с «блюдец» на рисовых чеках. Низкое давление колес на грунт (камеры — с трактора «Т-150»). Колесная пара «обута» в транспортерную ленту с шипами. Передний привод. Легкосъемные, влагонепроницаемые брезентовые тенты на кузовной части и кабине водителя. Вместимость кузова — до восьми человек. Расход бензина А-76 на 100 километров — 12-15 литров. Самовытаскиватель (воплотилась-таки «рационализация» барона Мюнхгаузена в жизнь!).
Когда сидишь за рулем этого устройства — полное ощущение, что управляешь луноходом. И, действительно, «УТРО» - вездеход-амфибия, внедорожник в полном смысле этого слова. Незаменимым помощником будет «УТРО» для спасателей МЧС. Устройством заинтересовался ВНИИ риса. Надо только помочь Виктору Кирилловичу довести вездеход «до ума». В. К. Леуса всячески поддерживали бывший руководитель лаборатории по приемке в эксплуатацию военных аэродромов Ю. А. Чужинов и бывший начальник Славянской автошколы О. А. Любарчук, генеральный директор «Сада-Гиганта», депутат ЗСК А.А.Кладь, но их уже нет в живых. А ведь производство столь полезного устройства можно было бы наладить, используя мощности любого машиностроительного предприятия.
Успевать всегда и везде
Когда В.К.Леус работал на ядерном реакторе, ему довелось демонстрировать Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Сталинских премий, академику А.А.Лебедеву неземное свечение преобразованного урана — эффект, обоснованный советским физиком теоретически. Увидев свечение своими глазами, ученый воскликнул: «Не зря всё-таки мне дали премии!». Пожалуйста — физика плюс лирика. А вскоре дальновидный первый секретарь Томского обкома партии, в будущем секретарь ЦК КПСС, оппонент Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева, Егор Кузьмич Лигачёв поставил задачу: ускорить внедрение достижений науки в практику. И В.К.Леуса назначили начальником участка по внедрению радиационных технологий в производство. Так он и перешел от науки к жизни.

«УТРО» изготовлено на базе мотороллера «Муравей». Одна из версий значения фамилии Леус — лев. Когда видишь Виктора Кирилловича за рулем его творения, о котором он рассказывает с отцовской нежностью, ассоциация возникает сама собой: муравей везет льва. Ну, прям по-лесковски: Левша и блоха. А мечтает мой герой создать общество изобретателей и рациоанализаторов. Объединить левшей и кулибиных, и они могли бы выполнять заказы предприятий и организаций — быстро разрабатывать устройства, приспособления, агрегаты. А что? Я — за. Нужно такое общество! А как считаете вы? Увы, большинство из нас во власти прозы жизни: вчера — было рано, завтра — будет поздно, а сегодня — некогда. Виктор Кириллович Леус — не такой. Он всё и везде успевает. Потому-то у него и в 74 года легкая, стремительная походка юноши и горящие искрами задора глаза.
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала
Поделитесь этим материалом в соц. сетях