Татьяна Южакова

Хозяйка шкатулки со сказками
«В давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами да русалками, текли по земле молочные реки в кисельных берегах…», – вспоминаешь, глядя на работы камнереза Фаины Павловны Овчинниковой. И понимаешь, что это не просто художница, а настоящая сказочница.
Фаина Павловна выросла в селе Калинино Кунгурского района. В центре села - большой пруд. Из пруда вытекает речка, на которой раньше стояла мельница. Родителям приходилось много работать. Отец был водителем пожарной машины, мама – колхозницей. Трудились они дотемна, а дочери – Фаина и Нина все сидели дома одни. Может быть, потому Фая рано, по газетам, которыми вместо обоев были обклеены стены, научилась читать. После войны отец отказался идти в колхоз, за это из колхоза выгнали его жену.
– Мама стала часто болеть, – вспоминает Фаина Овчинникова. – Зарабатывала тем, что шила платья. Чтоб не обременять родителей, мы с сестрой уехали. Она – в Пермь, работать нянькой, а я после 7 классов – в Кунгур учиться.

Фаина Павловна помнит первую встречу с камнем. В село приехали цыгане и местные ребятишки бегали смотреть на них. Цыганки показали детям белых, как сахар, слоников из камня и просили обменять на картошку.

– Как-то отец купил мне скульптуру хозяйки медной горы, я в библиотеке взяла книгу «Малахитовая шкатулка», чтоб больше узнать о ней,– рассказывает художник.– С той поры и полюбила сказки Павла Бажова.

Худенькая девчонка приехала в Кунгур поступать на токаря по металлу. Она умела пилить, строгать, забивать гвозди – отец научил.
Не имея никаких навыков в рисовании, ведомая одним желанием, она осенью 1955 года успешно сдала вступительные экзамены в художественное училище.
~
Мир сказок она воплотила в камне. В ее копилке - чертик на краю котла, Баба-Яга, колдунья, Дед-кочка, Лешенько и много других «волшебных» скульптур. Она – настоящая хозяйка селенитовой шкатулки.
В 1958 году в Ординский район юного мастера тоже привел камень. На Павловском, а затем на Красноясыльском участке артели «Уральский камнерез», она проходила практику. Практика пролетела быстро, пришлось уехать, а вот сердце так и осталось в Ясыле. И она вернулась.
Фаина работала с камнем, развивалась, училась. Вскоре она стала работать художником, создавать авторские модели для поточной продукции предприятия. Ее скульптура «Золушка» десятки лет выпускалась комбинатом «Уральский камнерез» и раскупалась за рубежом.
~
Ежегодно Фаина Овчинникова участвует в фестивале камнерезов в Красном Ясыле. Четыре года назад ее наградили малым знаком ордена А.К. Денисова-Уральского за выдающиеся заслуги в развитии лучших традиций камнерезного искусства и присвоили звание «Заслуженный деятель камнерезного искусства».
В русских народных сказках Баба-Яга давала путнику волшебный клубочек. Он указывал верную путь к счастью.

– Мама приготовила множество клубков, да связала мало, - рассказывает Фаина Павловна. – Остались клубочки мне в наследство. Брала их в руки и словно перематывала время назад. Этот клубочек из полога, который висел над люлькой сестры. Этот – из маминой юбки, в которой в войну она жала хлеба. Этот, красный, – из наволочки с подушки, на которой спали на печке.
Фаина Овчинникова, следуя семейным женским традициям, принялась за вязание и шитье. Никакой вещи она не выбросит: что можно оживить – с помощью нитки с иголкой да волшебных рук превращается в мягкую героя сказок, что нельзя спасти – лентой сматывается в новый клубок.

Как бы Фаина Павловна не любила сказки, ее собственная жизнь совсем на них не похожа. Теперь же она, как мудрая добрая Баба-Яга, кроме скульптур сказочных персонажей хранит в своей селенитовой душе-шкатулке, еще и волшебные клубочки
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала